image/svg+xmlУтверждаюГенеральный директорФКП «Комбинат «Каменский»_____________ С.А. Поваров«____» _____________ 2016г.Методология проведения оценки коррупционных рисков в деятельности ФКП «Комбинат «Каменский»г.Каменск-Шахтинский2016г.
image/svg+xmlПроведение мероприятий, предусмотренных настоящейметодологией, должно основываться на следующих принципахпротиводействия коррупции:-признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человекаи гражданина;-законность;-публичность и открытость деятельности;-неотвратимость ответственности за совершение коррупционныхправонарушений;-комплексное использование политических, организационных,информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых,специальных и иных мер;-приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;-сотрудничество с институтами гражданского общества,международными организациями и физическими лицами.В целях выявления коррупционных схем следует учитывать, чтоподавляющее большинство из них созданы на основе следующихинструментов:-расстановка мнимых приоритетов по предмету, объему, срокамудовлетворения потребности и другим параметрам;-лоббирование осуществление финансовых потоков в «нужную»коррумпированному должностному лицу организацию;-определение круга и места расположения исполнителей заказа,объема заказа;-определение объема необходимых финансовых средств дляудовлетворения потребности.Для проведения мероприятий по борьбе с коррупцией в организацииучитывается коррупционные схемы, которые реализуются, посредствомфункционирования целой системы различных взаимосвязанныхструктурных элементов (начиная с рядовых Работников), замкнутых натом или ином коррумпированном должностном лице, без участия которогосистема не может функционировать.
image/svg+xmlЭффективным инструментом противодействия коррупции являетсяпроведение выездной проверки на предмет анализа документов сделок исостояния объектов сделок.В этой связи выстраивается целостная система антикоррупционнойпрофилактики и мониторинга с использованием инструментовинформационного и документального обмена, проверок, в том числевыездных, привлечение независимых экспертов для анализа и оценкитехническо-технологических, экономических, экологических и другихпараметров сделок.Во всех случаях нарушения условий договоров со стороныконтрагентов подведомственная организация должна предпринять меры вцелях возмещения причиненного ущерба, в том числе через суд.Непринятие мер по взысканию ущерба может свидетельствовать оналичии коррупционной составляющей.Алгоритм сравнения цены договора с условиями рынка1)запрос анализируемого договора;2)выявление основных условий договора: функциональноеназначение предмета договора, стоимость (доходность) объекта и другиеусловия в зависимости от особенностей объекта;3)выявление дополнительных условий договора, носящихкоррупционные риски;4)запрос отчета независимого оценщика и его анализ.Направляется отчет независимого оценщика для подтвержденияобъективности в одну из саморегулируемых организаций оценщиков. Приотсутствии отчета проводится экспресс-анализ рыночной цены объекта понастоящей Методике в соответствии с объектом сделки;5)формирование запроса в подведомственную организацию,выступающую стороной анализируемого договора, в случае выявлениярасхождений от рекомендованных значений стоимости объекта, работ(услуг) от среднерыночных значений, за разъяснениями и уточнениями
image/svg+xmlотносительно причин такого расхождения;6)по результатам проведенной проверки составляетсязаключение, которое предоставляется на рассмотрение единоличномуисполнительному органу подведомственной организации. Отсутствиеобоснованных причин отклонения стоимости объекта, работ (услуг) отрыночных показателей фиксируется в заключении по результатампроводимой проверки;7)при отсутствии обоснованных причин отклонения условийсделки от рыночных единоличный исполнительный орган организациипредпринимает комплекс мероприятий по противодействию коррупции. Вслучае невозможности оказать влияние на условия сделки илиприостановить ее проведение единоличный исполнительный органорганизации сообщает в Комиссию по противодействию коррупции иурегулированию конфликта интересов организации о наличиикоррупционной составляющей в соответствующей сделке (операции).Профилактика и мониторинг коррупционных рисковКоррупционные риски возникают в правоотношениях различногохарактера, в том числе при передаче или получении имущества в аренду, атакже при распоряжении исключительными правами на результатыинтеллектуальной деятельности и приравненные к ним средстваиндивидуализации.Особенностью указанных сделок является их долгосрочный,характер. В этой связи они требуют предварительного контроля на этапеподготовки документов для заключения договора.В коррупционных схемах в сфере арендных отношений организацияможет выступать как в качестве арендатора, так и в качестве арендодателя.В целях профилактики и мониторинга коррупционных рисковнеобходимо провести процедуру оценки возможности возникновениякоррупционной составляющей при совершении следующих сделок:-сдача в аренду недвижимого имущества;
image/svg+xml-аренда недвижимого имущества;-сдача в аренду движимого имущества;-аренда движимого имущества;-распоряжение исключительными правами на результатыинтеллектуальной деятельности и приравненные к ним средстваиндивидуализации;-финансовая аренда (лизинг).Определение рыночной стоимости аренды объекта недвижимостиВ соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 июля 1998г.№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»определение рыночной стоимости аренды в случае вовлечения в сделкуаренды объектов, принадлежащих полностью или частично РоссийскойФедерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальнымобразованиям, осуществляется на основании заключения независимогооценщика, если согласия на совершение сделки не получено отофициального представителя собственника.В случае если объекты недвижимости, сдаваемые в арендуподведомственными организациями, не принадлежат полностью иличастично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либомуниципальным образованиям, привлечение независимого оценщика неявляется обязательным. Привлечение независимых оценщиков приосуществлении сделок с недвижимым имуществом закрепляется вовнутренних документах подведомственных организаций. Одновременно сэтим закрепляется правило выбора независимого оценщикаосуществляющееся на конкурсной основе.При этом необходимо исключить коррупционную составляющую призаключении сделки на проведение независимой оценки. Для этогонеобходимо обратиться в одну или несколько саморегулируемыхорганизаций оценщиков с запросом о подтверждении объективностипроведенной оценки. Обращение в саморегулируемую организациюоценщиков целесообразно при анализе сделок по аренде объектов
image/svg+xmlнедвижимости в объеме, превышающем 100 м²для офисных и жилыхпомещений и 500 м²- для складских и производственных. При этом подобъемом арендуемых площадей понимается суммарная арендуемаяплощадь одним юридическим лицом по одному или более договорамаренды.При определении рыночной стоимости аренды объектанедвижимости учитываются следующие основные факторы:функциональное назначение объекта, его местоположение (регион,район), транспортная доступность, объекты инфраструктуры, физическийи моральный износ, санитарно-техническое состояние объекта, а такжесоблюдение других специфических требований, выдвигаемыхарендатором (например, наличие санитарной зоны, высота потолка,расстояние между несущими колоннами, ширина въездных ворот,качество напольного покрытия, освещенность и другие).Проведение экспресс-оценки приблизительной стоимости арендыобъектов жилой, офисной и складской недвижимости методомсравнительных оценок, так как данные рынки, сегментированы поклассам объектов и имеют значительный открытый объем информации орыночных предложениях.В целях проведения экспресс-оценки приблизительной стоимостиаренды объектов недвижимости необходимо выбрать пять рыночныхпредложений по аренде объектов, максимально схожих с объектом сделкипо перечисленным выше факторам, с учетом сопоставимости объемоварендуемых площадей.Для расчета соответствия условий анализируемой сделки по арендерыночным условиям применяется следующая формула:Кса= (Са1+Са2+Са3+Са4+Са5)/5, где СаоКса - коэффициент соответствия стоимости аренды недвижимогоимущества рыночным условиям;Сао - ставка арендной платы по анализируемой сделке, руб./м2в год;Са1, Са2, СаЗ, Са4, Са5 - рыночные предложения по ставкам арендной
image/svg+xmlплаты по максимально схожим объектам недвижимости и объемамарендуемых площадей, руб./м2в год.Об отсутствии коррупционной составляющей в условиях сделки поаренде объекта недвижимости может свидетельствовать значение Кса впределах:0,9 Кса 1,1.При отклонении коэффициента от рекомендованных значенийнеобходимо запросить у подведомственной организации объясненияпричин существенного отклонения ставки арендной платы объектанедвижимости от рыночных аналогов.Коррупционные риски, возникающие при сдаче и получении варенду недвижимого имуществаПри анализе арендных сделок недвижимого имущества необходимоопределить категорию объекта недвижимости, сдаваемого илиполучаемого в аренду. В качестве объектов недвижимости выступают:земельные участки, жилые и нежилые помещения, а также иноенедвижимое имущество в соответствии со статьей 130 Гражданскогокодекса Российской Федерации.При анализе сделок по сдаче и получении недвижимости в арендудля определения рыночной цены необходимо принимать во внимание ицели, для которых арендуется помещение, так как ставка аренды одного итого же помещения, например, под склад и под организацию розничнойторговли, может различаться.При осуществлении профилактики коррупционных рисков в даннойобласти и их мониторинге необходимо осуществить комплексмероприятий:1.Наличие коррупционной составляющей при совершении сделокпо сдаче организацией недвижимого имущества в аренду, которойявляется установление арендодателем стоимости аренды ниже рыночной сцелью получения незаконного вознаграждения от арендатора.Заниженная стоимость аренды при предусмотренной аренднымдоговором возможности заключения договоров субаренды может
image/svg+xmlсвидетельствовать о намерениях должностных лиц, представляющихинтересы арендодателя, получить незаконное вознаграждение при сдачеобъекта в субаренду.Рассмотрение условий арендного договора на предмет наличия в немпунктов, снижающих стоимость арендной платы за счет затрат арендаторана проведение неотделимых улучшений арендуемого объектанедвижимости. В данном случае, необходимо соизмерить размер затрат наосуществление неотделимых улучшений и их целесообразность сразмером предоставляемых скидок.2.Анализ на предмет наличия коррупционной составляющей приполучении организацией в аренду недвижимого имущества, признакомкоторой является установление арендодателем стоимости аренды вышерыночной с целью получения арендатором незаконного вознаграждения отарендодателя.При этом следует рассмотреть:-наличие для организации обоснованной необходимости арендыпомещений;-рациональность объемов арендуемых площадей;-существование потребности арендатора в предоставляемых всоответствии с договором аренды дополнительных услугах.На практике встречаются случаи, при которых арендодательвыплачивает незаконное разовое вознаграждение официальномупредставителю арендатора за заключение с ним договора на условияхаренды, с одной стороны - не отличающихся от аналогичных предложенийрынка, с другой - при наличии существенных недостатков объекта поместорасположению, наличию эффективных площадей, транспортнойдоступности, развитости прилегающей инфраструктуры и другимпараметрам по сравнению с имеющимися на рынке конкурентнымипредложениями. В таких случаях необходимо провести оценкуобоснованности выбора объекта недвижимости, учитываявышеперечисленные факторы по параметру «цена-качество».Коррупционной составляющей является включение коммунальных
image/svg+xmlуслуг в стоимость арендной платы, что снижает прозрачность сделки иможет привести к превышению стоимости потребленных арендаторомкоммунальных услуг над стоимостью самой арендной платы.3.Провести анализ на предмет наличия коррупционнойсоставляющей при сдаче организацией в аренду недвижимого имущества,признаком которой является установление арендодателем стоимостиаренды выше рыночной с целью получения арендатором незаконноговознаграждения от арендодателя.При реализации подобной коррупционной схемы в организациисуществует механизм выплаты незаконного вознаграждения арендаторупредставителем организации. Наиболее распространенным механизмомтакой выплаты является заключение гражданско-правового договора овыполнении работ (предоставлении услуг) с представителем арендатораили его аффилированным лицом.4.Анализ коррупционной составляющей при заключениидоговоров аренды организацией как в качестве арендодателя, так и вкачестве арендатора, которая заключается в несоответствии размероварендуемых площадей, оплачиваемых в соответствии с договором,размерам площадей, занимаемых арендатором фактически. При такихсделках возникает риск получения арендодателем незаконноговознаграждения от арендатора за часть занимаемых им площадей,превышающую установленную договорными отношениями. В этой связи сточки зрения арендодателя целесообразно проводить аудит площадей,сдаваемых в аренду, не реже одного раза в год.Определение рыночной стоимости аренды объектов движимогоимуществаВ соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 июля 1998г.№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»определение рыночной стоимости аренды в случае вовлечения в сделку
image/svg+xmlаренды объектов, принадлежащих полностью или частично РоссийскойФедерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальнымобразованиям, осуществляется на основании заключения независимогооценщика, если согласия на совершение сделки не получено отофициального представителя собственника.Исключение коррупционной составляющей при заключении сделкина проведение независимой оценки. Для этого необходимо обратиться водну или несколько саморегулируемых организаций оценщиков запрос оподтверждении объективности проведенной оценки. Обращение всаморегулируемую организацию оценщиков целесообразно при анализесделок по аренде объектов движимого имущества, восстановительнаястоимость (текущая рыночная стоимость нового аналога) которогопревышает 500 тыс. руб.Рыночная стоимость аренды движимого имущества, определеннаябез привлечения профессиональных независимых оценщиков,осуществляющих в обязательном порядке осмотр объектов движимогоимущества, является приблизительной и может существенно отличатьсяот рыночной стоимости.При определении рыночной стоимости аренды движимогоимущества учитываются следующие основные факторы: функциональноеназначение объекта, универсальность и наличие аналогов, комплектация испецификация, физический и моральный износ, наличие гарантийного исервисного обслуживания производителем или дилером (продавцом), атакже соблюдение других специфических требований, выдвигаемыхарендатором.Проведение экспресс-оценки приблизительной стоимости арендыобъектов движимого имущества методом сравнительных оценок иметодом восстановительной стоимости.В целях проведения экспресс-оценки приблизительной стоимостиаренды объектов движимого имущества необходимо выбрать трирыночных предложения по аренде объектов, максимально схожих собъектом сделки по перечисленным выше факторам. Данную информацию
image/svg+xmlможно получить из открытых источников в сети Интернет наофициальных сайтах производителей и дилеров (продавцов), вспециальных периодических печатных изданиях и из интернет —ресурсов.Для расчета соответствия условий анализируемой сделки по арендедвижимого имущества рыночным условиям применяется одна из формул:(I) Кса=(Са1+Са2+Са3)/3, где СаоКса - коэффициент соответствия стоимости аренды движимого имуществарыночным условиям;Сао - ставка арендной платы по анализируемой сделке, руб./мес.Са1, Са2, СаЗ - рыночные предложения по ставкам арендной платы помаксимально схожим объектам движимого имущества, руб./мес.Об отсутствии коррупционной составляющей в условиях сделки поаренде объектов движимого имущества может свидетельствовать значениеКса в пределах:0,9 Кса 1,1.(II) Квс=Сао, гдеРсоКвс — коэффициент восстановительной стоимости объекта;Сао - ставка арендной платы по анализируемой сделке, руб./мес.Рсо - восстановительная стоимость объекта движимого имущества(текущая рыночная стоимость нового аналога).Об отсутствии коррупционной составляющей в условиях сделки поаренде объектов движимого имущества может свидетельствовать значениеКвс в пределах:0,6 Квс 0,08.При отклонении коэффициентов от рекомендованных значенийнеобходимо запросить у подведомственной организации объясненияпричин существенного отклонения ставки арендной платы объектадвижимого имущества от рыночных условий.Коррупционные риски, возникающие при сдаче и получении варенду движимого имуществаПри анализе договоров аренды движимого имущества необходимоопределить категорию объекта недвижимости, сдаваемого или
image/svg+xmlполучаемого в аренду. В качестве объектов движимого имущества следуетрассматривать транспортные средства, машины и оборудование, в томчисле лабораторное и испытательное, оргтехнику, вычислительнуютехнику, мебель и иное движимое имущество в соответствии со статьей130 Гражданского кодекса Российской Федерации.При анализе данных сделок осуществляется:-определение необходимости в аренде движимого имущества;-оценка обоснованности выбора объекта аренды.При этом особое внимание уделяется классификации объектадвижимого имущества, сдаваемого или получаемого в арендуорганизацией для определения рыночной стоимости аренды аналогичныхобъектов.В целях мониторинга и профилактики коррупционных рисков вданной области арендных отношений необходимо проанализироватьследующие наиболее распространённые случаи:1.Коррупционной составляющей при совершении сделок посдаче организацией в аренду движимого имущества являетсяустановление арендодателем стоимости аренды ниже рыночной с цельюполучения незаконного вознаграждения от арендатора.Кроме этого, заниженная стоимость аренды с возможностьюзаключения договоров субаренды может свидетельствовать о намеренияхдолжностных лиц, представляющих интересы арендодателя, получитьнезаконное вознаграждение при сдаче объекта в субаренду.Дополнительно необходимо рассмотреть условия арендного договорана предмет наличия в нем пунктов, снижающих стоимость аренднойплаты за счет затрат арендатора на капитальный ремонт, техническоеобслуживание, модернизацию арендуемого объекта движимогоимущества. В данном случае необходимо соразмерить объем затрат наосуществление обозначенных выше работ и их целесообразность собъемом предоставленных скидок, а также установить соответствие работ,обозначенных в документах о произведенных улучшениях, фактическомупроведению работ.
image/svg+xmlРаспространенным коррупционным риском является включениеремонтных и сервисных работ, расходных материалов и прочих расходовпо содержанию и эксплуатации объекта в стоимость арендной платы, чтоснижает прозрачность сделки и может привести к превышению стоимостипотребленных арендатором дополнительных услуг над стоимостьюарендной платы.2.Коррупционной составляющей при получении организацией варенду движимого имущества, является установление арендодателемстоимости аренды выше рыночной с целью получения незаконноговознаграждения арендатором от арендодателя.На практике встречаются случаи, при которых арендодательвыплачивает незаконное разовое вознаграждение официальномупредставителю арендатора за заключение с ним договора аренды, условиякоторого с одной стороны не отличаются от аналогичных предложенийрынка, с другой - объект уступает конкурентным рыночнымпредложениям по качеству, техническим характеристикам, степени износаи другим показателям. В таких случаях необходимо провести оценкуобоснованности выбора объекта движимого имущества, учитываявышеперечисленные факторы, по параметру «цена-качество».3.Одним из коррупционных рисков при заключении договороваренды организацией как со стороны арендодателя, так и со стороныарендатора является несоответствие количества единиц движимогоимущества и их технических характеристик, оплачиваемых всоответствии с договором, количеству единиц и техническимхарактеристикам объектов, используемых арендатором фактически. Притаких сделках возникает риск получения арендодателем незаконноговознаграждения от арендатора за часть эксплуатируемого движимогоимущества, превышающую установленную договорными отношениями. Вэтой связи целесообразно проводить аудит движимого имущества,сдаваемого в аренду, не реже одного раза в год.Коррупционные риски, возникающие при распоряженииисключительными правами на результаты интеллектуальной
image/svg+xmlдеятельности и приравненные к ним средства индивидуализацииПри выявлении коррупционных рисков, связанных с заключениемлицензионных договоров, необходимо определить результатинтеллектуальной деятельности или приравненное к нему средствоиндивидуализации, право использования которых предоставляется подоговору. В качестве объектов интеллектуальной собственности следуетрассматривать программы для ЭВМ, базы данных, изобретения,промышленные образцы и другие объекты интеллектуальнойсобственности в соответствии со статьей 1225 Гражданского кодексаРоссийской Федерации.Факторами при анализе данных сделок являются:-определение целесообразности заключения лицензионногодоговора по использованию объекта интеллектуальной собственности;-соответствие полезного эффекта от их использования размеру вознаграждения, выплачиваемому по лицензионному договору.Классификация объектов интеллектуальной собственности, дающееправо использовать организацией, в целях определения рыночныхпредложений по размеру вознаграждения, аналогичных объектов (при ихналичии).Необходимо также определить срок действия исключительного правана результат интеллектуальной деятельности или средстваиндивидуализации, после истечения которого лицензионный договорсчитается расторгнутым в силу закона. Осуществление лицензиатомплатежей по лицензионному договору после истечения вышеуказанногосрока является признаком наличия коррупционной составляющей.Для мониторинга и профилактики коррупционных рисков в даннойобласти правоотношений необходимо осуществить комплекс мероприятий,в том числе:1.Анализ коррупционной составляющей сделок по распоряжениюисключительным правом при передаче результатов интеллектуальнойдеятельности или средств индивидуализации, которая заключается вустановлении лицензиаром льготных условий и размера лицензионных
image/svg+xmlплатежей, несоизмеримых с размером полезного эффекта, который можнополучить от использования объекта интеллектуальной собственности, сцелью получения незаконного вознаграждения от лицензиата.Анализ коррупционной составляющей при получении прав наиспользование объектов интеллектуальной собственности, котораязаключается в установлении лицензиаром жестких условий и размералицензионных платежей, несоизмеримых с практической ценностьюобъекта интеллектуальной собственности, с целью получения незаконноговознаграждения одной из сторон по договору. В таких случаях необходимопровести оценку как обоснованности выбора объекта интеллектуальнойсобственности по параметру «цена-качество», так и целесообразностизаключения подобного договора в принципе.Для расчета соответствия условий анализируемой сделки рыночнымусловиям применяется формула:Кса=(Са1+Са2+Са3)/3, где СаоКса - коэффициент соответствия размера вознаграждения рыночнымусловиям;Сао - размер вознаграждений по анализируемой сделке, руб./мес.(руб./год);Са1, Са2, СаЗ - рыночные предложения по размеру вознаграждений помаксимально схожим объектам интеллектуальной собственности, руб./мес.(руб ./год).Об отсутствии коррупционной составляющей в условиях сделки попередаче прав на использование объектов интеллектуальнойсобственности может свидетельствовать значение Кса в пределах:0,9 Кса 1,1.При отклонении коэффициентов от рекомендованных значенийнеобходимо запросить у подведомственной организации объясненияпричин существенного отклонения размера вознаграждения от рыночныхусловий.Профилактика и мониторинг коррупционных рисков,
image/svg+xmlвозникающих в сфере управления персоналомСферы управления персоналом, содержащие коррупционные рискиКоррупционные риски, возникающие в сфере управленияперсоналом, распространяются на всех Работников организации внезависимости от занимаемой должности и юридического характераправоотношений с организацией. При этом организация выступает вкачестве работодателя.Коррупционные риски, связанные с наличием в организацииработников, оформленных в соответствии с требованиями трудовогозаконодательства, получающих заработную плату, но фактически невыполняющих свои трудовые обязанности. При выявлении таких рисковособое внимание необходимо уделить Работникам, оформленным посовместительству и гражданско-правовым договорам, так как даннаякатегория Работников чаще всего не обременена необходимостьюфактического присутствия на рабочем месте.В целях минимизации данного вида коррупционного рисканеобходимо:-проанализировать круг непосредственных функциональныхобязанностей Работника, закрепленных за ним его должностнымиинструкциями (или договором). Отсутствие должностных инструкций(или части договора, оговаривающей обязанности Работника) являетсяпризнаком наличия коррупционной составляющей;-фактическое исполнение (неисполнение) должностныхобязанностей именно тем Работником, за которым они закреплены. В этихцелях необходимо запросить документацию, подтверждающуюисполнение Работником его должностных обязанностей, например, отчето выполнении работ (услуг), а также факт присутствия Работника ворганизации в рабочее время, например, табель учета рабочего времени,информация системы электронных пропусков;-провести личную беседу с Работником на предмет выполнения имдолжностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией
image/svg+xml(договором).Для минимизации рисков в области управления персоналомнеобходимо также провести процедуру оценки возможностивозникновения коррупционной составляющей и конфликта интересов вследующих случаях:-наем новых работников по трудовому договору и сотрудников наусловиях внешнего совместительства или по гражданско-правовомудоговору;- повышение по службе путем назначения на руководящиедолжности.Коррупционные риски, возникающие при найме новых работниковпо трудовому договору и сотрудников на условиях внешнего совместительства или по гражданско-правовому договоруПри осуществлении профилактики данных коррупционных рисков иих мониторинге необходимо осуществить комплекс мероприятий, в томчисле:1.Проанализировать профессиональные компетенции нанимаемогоработника путем оценки уровня образования, опыта работы и ихсоответствия предлагаемой вакантной должности. Источникоминформации об уровне образования служат документы об окончанииучебных заведений (при условии их подлинности), курсов повышенияквалификации, тренингов и других обучающих программ. Опыт работыоценивается по записям в трудовой книжке и иным документам,подтверждающим опыт работы. Дополнительным источником информациио претенденте могут служить сведения, полученные от официальногопредставителя предыдущего работодателя.Коррупционным риском является заинтересованность сотрудниковорганизации в получении незаконного вознаграждения за установлениенеобоснованных исключений при приеме на работу, том числе прием наработу без установления испытательного срока.2.Определить круг близких родственников претендента на
image/svg+xmlвакантную должность с целью возможного возникновения конфликтаинтересов. Источником информации служит анкета претендента навакантную должность, а также средства массовой информации и иныеисточники. Одним их коррупционных рисков в данной сфере являетсяприем на работу близких родственников лиц, ответственных за принятиерешений в организации.3.Установить круг аффилированных лиц, связанных спретендентом на вакантную должность, с целью предупреждениявозможного возникновения конфликта интересов. Источникоминформации служит анкета претендента на вакантную должность, а такжесредства массовой информации и иные источники. Коррупционнымриском в данной сфере являются попытки внедрения в организацию лиц,связанных с правоохранительными, контролирующими и надзорнымиорганами, органами власти и органами местного самоуправления,представителями международных общественных организаций, а такжеконтрагентами, партнерами организации и лицами, связанными сорганизованной преступностью.4.Оценить коррупционные риски, возникающие при найме новыхсотрудников на условиях внешнего совместительства или по гражданско-правовому договору, проанализировав целесообразность предполагаемыхк выполнению ими работ и соответствие стоимости этих работконкурентным предложениям рынка. Данный анализ должен проводитьсяв целях предотвращения вывода денежных средств организации, в томчисле в целях удовлетворения заинтересованности третьих лиц, черезфиктивные трудовые соглашения.Коррупционные риски, связанные с повышением по службепутем назначения на руководящие должностиДля профилактики коррупционных рисков, связанных с повышениемпо службе путем назначения на руководящие должности необходимо:Проанализировать профессиональные компетенции работника,назначаемого на руководящие должности, путем оценки соответствияданной руководящей должности профилю и уровню образования
image/svg+xmlкандидата и его опыта работы. Источником информации об образованиислужат документы об окончании учебных заведений (при условии ихподлинности), курсов повышения квалификации, тренингов и другихобучающих программ. Опыт работы оценивается по записям в трудовойкнижке и другим документам, подтверждающим опыт работы.Распространенным коррупционным риском является заинтересованностьсотрудников организации в получении незаконного вознаграждения заустановление необоснованных исключений при принятии решения оповышении в должности.1.Определить круг ближайших родственников претендента наповышение в должности с целью возможного возникновения конфликтаинтересов. Источником информации служит личный листок по учетукадров претендента на повышение в должности, а также средствамассовой информации и иные источники. Одним из коррупционныхрисков в данной сфере трудовых отношений является повышение вдолжности близких родственников лиц, ответственных за принятиерешений в организации, при наличии кандидатов, обладающих большейкомпетенцией и опытом работы.2.Определить круг аффилированных лиц, связанных спретендентом на повышение в должности, с целью предупреждениявозможного возникновения конфликта интересов. Источникоминформации служит личный листок по учету кадров претендента наповышение в должности, а также средства массовой информации и иныеисточники. Коррупционным риском в данной сфере трудовых отношенийявляются попытки продвижения на руководящие должности в организациилиц, связанных с правоохранительными, контролирующими и надзорнымиорганами, органами власти и органами местного самоуправления,представителями международных общественных организаций, а такжеконтрагентами, партнерами организации и лицами, связанными сорганизованной преступностью.Профилактика и мониторинг коррупционных рисков, связанныхс открытием и ведением счетов в банках, другими инвестициями и
image/svg+xmlфинансовыми операциямиВиды финансовых операций и финансовых инструментов,являющихся источниками коррупционных рисковИсточниками коррупционных рисков при осуществлениифинансовых операций являются:-выбор учреждения банка для размещения денежных средств и дляосуществления других банковских операций;-выбор объекта, инструмента инвестирования и осуществлениедругих финансовых операций.При осуществлении функций, связанных с профилактикой имониторингом коррупционных рисков в сфере финансовых операций,необходимо проанализировать следующие аспекты, где организациявыступает в роли инвестора (размещает финансовые средства) илизаемщика:-выбор кредитной организации для осуществления банковскихопераций;-выбор инструментов инвестирования в кредитные организации;-выбор объекта инвестирования (за исключением кредитныхорганизаций);-выбор инструментов инвестирования в другие объекты (заисключением кредитных организаций);-выбор страховой компании;-выбор условий страхования;-заключение лизинговых и факторинговых сделок.При анализе отдельных финансовых инструментов на предметналичия коррупционной составляющей в осуществляемых финансовыхоперациях необходимо провести оценку по следующим критериям:-доходность (тариф);-сроки инвестирования (период действия договора);-объем инвестиций (сумма договора);-ликвидность инвестиций (с учетом эмитента, сроков, суммы и
image/svg+xmlдоходности).Коррупционные риски, связанные с открытием и ведением счетов в банкахПри осуществлении профилактики коррупционных рисков в даннойобласти и их мониторинге необходимо осуществить комплексмероприятий, в том числе:1.Определить надежность и финансовую устойчивость кредитнойорганизации.При этом в качестве ключевого критерия надежности целесообразнопринять величину активов кредитной организации. Источникоминформации может быть рейтинговое агентство «РИА Рейтинг», котороеосуществляет периодические публикации рейтинга кредитныхорганизаций, в том числе и по величине активов.При выборе кредитной организации для организацийстратегического значения необходимо руководствоваться публикуемымБанком России Перечнем кредитных организаций, соответствующихтребованиям, установленным частью 1 статьи 2 Федерального закона от21 июля 2014г. №213-Ф3 «Об открытии банковских счетов иаккредитивов, о заключении договоров банковского вкладахозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение дляоборонно-промышленного комплекса и безопасности РоссийскойФедерации, и внесении изменений в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации».Выбор кредитной организации для открытия и ведения счетов, невходящей в число первых ста банков по величине активов, а такженесоответствующей положениям Федерального закона от 21 июля 2014г.№213-Ф3, является рискованным и может свидетельствовать о наличиикоррупционной составляющей.2.Определить надежность и эффективность инструментовинвестирования и заимствования денежных средств в кредитныеорганизации. Основные банковские операции, носящие высокий
image/svg+xmlкоррупционный риск и подлежащие обязательному контролю:Размещение денежных средств организации на открытых в банкерасчетных, депозитных счетах и покрытых (депонированных)аккредитивах.-Критерием наличия коррупционной составляющей являютсяусловия размещения денежных средств на счетах. В частности, приоткрытии расчетных счетов и осуществлении через них значительныхоборотов необходимо обратить внимание на тарифы кредитнойорганизации по расчетно-кассовому обслуживанию и их соответствиеконкурентным предложениям на банковском рынке.На практике руководство некоторых кредитных организацийосуществляет подкуп должностных лиц с целью привлечения в банкденежных средств организаций, что в конечном итоге сказывается наповышении тарифов на расчетно- кассовое обслуживание для организациии снижении доходов по депозитам.Особое внимание необходимо уделить условиям депозитныхдоговоров: доходности, срокам, условиям досрочного изъятия и защитнымоговоркам при досрочном изъятии. В данном случае коррупционнаясоставляющая может заключаться в предумышленном намерениидосрочного изъятия в целях снижения затрат банка по обслуживаюдепозита.При анализе условий открытия покрытых (депонированных)аккредитивов, на которые не начисляются проценты в силу спецификиданного инструмента, необходимо оценивать соответствие рыночнымконкурентным предложениям тарифов банка по данной услуге. Крометого, существенным фактором коррупционной составляющей являетсяотказ от совершения сделки, обеспеченной данным аккредитивом. В такомслучае следует оценить объективность причин отказа от сделки, срокиразмещения средств в банке в целях определения наличиязаинтересованности кредитной организации в срочном размещениисредств без начисления процентов;-размещение денежных средств организации в векселях и
image/svg+xmlдепозитных сертификатах кредитной организации. Главным критериемналичия коррупционной составляющей является несоответствиедоходности ценной бумаги конкурентным предложениям на банковскомрынке с учетом других условий размещения средств: сроки, сумма, валютаобязательств;-выкуп на вторичном рынке долговых обязательств кредитнойорганизации. Главным критерием наличия коррупционной составляющейявляется превышение суммы вложенных средств над реальной рыночнойстоимостью обязательств с учетом возможных рисков проведеннойоперации и ликвидности инструмента;-получение банковских ссуд. Главным критерием наличиякоррупционной составляющей являются условия кредитного договора(процентная ставка с учетом качества залогового обеспечения), несоответствующие конкурентным предложениям на банковском рынке.Косвенным признаком коррупционной заинтересованности являетсяотносительно высокая процентная ставка при прочих равных условиях.Для определения соответствия уровня доходности повышеперечисленным финансовым инструментам условиям рынканеобходимо применить метод сравнительных оценок. В первую очередьнеобходимо выявить на официальных сайтах в сети Интернет не менеетрех банков из числа наиболее крупных и имеющих разветвленнуюфилиальную сеть в регионах Российской Федерации, получитьинформацию о предлагаемых ими условиях по финансовыминструментам, аналогичным анализируемым. Для расчета соответствиядоходности анализируемого финансового инструмента рыночнымусловиям применяется формула: Ксд=(Д1+Д2+Д3)/3, гдеДаКед - коэффициент соответствия доходности рыночным условиям;Да - доходность (стоимость) по анализируемой сделке, % (руб.);Д1, Д2, ДЗ - рыночные предложения по доходности (стоимости)аналогичных инструментов в других кредитных организациях всоответствующем регионе, %(руб.).Об отсутствии коррупционной составляющей при выборе
image/svg+xmlинструментов инвестирования и установлении их условий можетсвидетельствовать значение Ксд в пределах:0,95≥Ксд≤1,05При отклонении коэффициента от рекомендованных значенийнеобходимо запросить у подведомственной организации объясненияпричин существенного отклонения договорной доходности инструментаот рыночных условий;-покупка акций банков. Главным критерием наличиякоррупционной составляющей является превышение стоимости покупкиакций над их рыночной котировкой на дату совершения сделки.Приобретение некотируемых на рынке акций является признакомкоррупционной составляющей, так как оценку их рыночной стоимостиможно провести только затратным способом, заказав оценку бизнесаэмитента.Расчет соответствия стоимости приобретенных котируемых акцийрыночным условиям производится по формуле:Кса=(Со+С3)/2, гдеСдКса - коэффициент рыночной стоимости котируемых акций на датусовершения сделки;Со - рыночная стоимость акций на момент открытия торгов на датусовершения сделки;Сз - рыночная стоимость акций на момент закрытия торгов на датусовершения сделки;Сд - стоимость покупки акций по договору.Об отсутствии коррупционной составляющей при приобретенииакций банков может свидетельствовать значение Кса в пределах:0,95 Кса 1,05.При отклонении коэффициента от рекомендованных значенийнеобходимо запросить у подведомственной организации объясненияпричин существенного отклонения договорной стоимости акций отрыночных котировок на дату заключения сделки.Коррупционные риски, связанные с инвестированием изаимствованием денежных средств физических и юридических лиц заисключением кредитных организаций
image/svg+xmlПри осуществлении профилактики коррупционных рисков в даннойобласти и их мониторинге необходимо осуществить комплексмероприятий, в том числе:-Определить надежность и финансовую устойчивостьконтрагентов - юридических лиц и платежеспособность контрагентов -физических лиц. При определении надежности как юридических, так ифизических лиц следует оценить связанные с ними репутационные рискина основе сведений, полученных из СМИ, реестра недобросовестныхпоставщиков, картотеки арбитражных дел и других источников. Вкачестве информации для определения финансовой устойчивостиюридических лиц следует использовать их бухгалтерскую отчетность запоследние три года. Ключевым показателем финансовой устойчивостицелесообразно считать наличие чистой прибыли, низкую долговуюнагрузку и положительную стоимость чистых активов за последние тригода. Под платежеспособностью физических лиц понимается наличиеустойчивых официальных источников дохода за последний год.2.Определить надежность и эффективность инструментовинвестирования и заимствования денежных средств. Основные операции,носящие высокий коррупционный риск и подлежащие обязательномуконтролю:-инвестиции в ценные бумаги юридических (за исключениемкредитных организаций) и физических лиц. Главным критерием наличиякоррупционной составляющей является превышение суммы вложенныхсредств над реальной рыночной стоимостью ценных бумаг с учетомвозможных рисков проведенной операции и ликвидности инструмента;-выкуп на вторичном рынке долговых обязательств юридических(за исключением кредитных организаций) и физических лиц. Главнымкритерием наличия коррупционной составляющей является превышениесуммы вложенных средств над реальной рыночной стоимостьюобязательств с учетом возможных рисков проведенной операции иликвидности инструмента;
image/svg+xml-получение займов у юридических и физических лиц на условиях,(например, под высокий процент) не соответствующих интересамзаимополучателя;- предоставление займов юридическим лицам на условиях, несоответствующих интересам заимодателя. Особое внимание необходимоуделить доходности и срокам, на которые предоставлен заем;-предоставление займов физическим лицам на условиях, неотвечающих требованиям внутренних документов о поощренииработников организации.Для определения соответствия уровня доходностиинвестированных средств условиям рынка необходимо применить методсравнительных оценок исходя из предложений на рынке долговыхобязательств компаний, а также на рынке банковского кредитования. Дляанализа предложений на рынке долговых обязательств компаний ибанковского кредитования необходимо выявить на официальных сайтах всети Интернет не менее трех кредитных организаций (инвестиционныхкомпаний) из числа наиболее крупных и имеющих разветвленнуюфилиальную сеть в регионах Российской Федерации, получитьинформацию о предлагаемых ими условиях кредитования схарактеристикой заемщиков, сходной с заемщиками по анализируемымсделкам. Для расчета соответствия доходностианализируемой сделки рыночным условиям применяется формула:Ксд=(Д1+Д2+Д3)/3, гдеДаКед - коэффициент соответствия доходности рыночным условиям;Да - доходность (стоимость) по анализируемой сделке, % (руб.);Д1, Д2, ДЗ - рыночные предложения по доходности (стоимости) поаналогичным инструментам на рынке банковских услуг (услугинвестиционных компаний) в соответствующем регионе, %(руб.).Об отсутствии коррупционной составляющей при выбореинструментов инвестирования и установлении их условий можетсвидетельствовать значение Кед в пределах:0,95 Ксд 1,05.
image/svg+xmlПри отклонении коэффициента от рекомендованных значенийнеобходимо запросить у подведомственной организации объясненияпричин существенного отклонения договорной доходности инструментаот рыночных условий;-покупка акций юридических лиц (за исключением банков).Главным критерием наличия коррупционной составляющей являетсяпревышение стоимости покупки акций над их рыночной котировкой надату совершения сделки. Приобретение некотируемых на рынке акцийявляется признаком коррупционной составляющей, так как оценку ихрыночной стоимости можно провести только затратным способом, заказавоценку бизнеса эмитента.Расчет соответствия стоимости приобретенных котируемых акцийрыночным условиям производится по формуле:Кса=(Со+С3)/2, гдеСдКса - коэффициент рыночной стоимости котируемых акций на датусовершения сделки;Со - рыночная стоимость акций на момент открытия торгов на датусовершения сделки;Сз - рыночная стоимость акций на момент закрытия торгов на датусовершения сделки;Сд - стоимость покупки акций по договору.Об отсутствии коррупционной составляющей при приобретенииакций банков может свидетельствовать значение Кса в пределах:0,98 Кса 1,02.При отклонении коэффициента от рекомендованных значенийнеобходимо запросить у подведомственной организации объясненияпричин существенного отклонения договорной стоимости акций отрыночных котировок на дату заключения сделки.Коррупционные риски, связанные с заключением договоровстрахованияДанный вид коррупционных рисков может возникать присовершении любых сделок по страхованию различных объектов, жизни издоровья граждан, ответственности перед третьими лицами. При
image/svg+xmlосуществлении профилактики коррупционных рисков в данной области иих мониторинге необходимо осуществить комплекс мероприятий, в томчисле:1.Определить надежность, финансовую устойчивость иключевую специализацию страховых компаний. При этом для оценкинадежности компании целесообразно использовать рейтинги надежностистраховых компаний, публикуемых ЗАО «Рейтинговое Агентство«Эксперт РА». Данное рейтинговое агентство осуществляет мониторингнадежности страховых компаний по нескольким критериям. На основеанализа имеющейся информации агентство присваивает рейтингнадежности страховым компаниям. Выбор страховой компании, неимеющей рейтинга надежности ЗАО «Рейтинговое Агентство «ЭкспертРА», является рискованным и может свидетельствовать о наличиикоррупционной составляющей.2.Проанализировать условия договора страхования. Главнымкритерием наличия коррупционной составляющей при заключениидоговора страхования являются условия страхования, отличные отрыночных: страховой тариф, порядок оплаты страховой премии, размерфраншизы, завышенная оценочная стоимость объекта страхования,условия и порядок выплаты страхового возмещения, перечень страховыхслучаев и условия их наступления.На практике руководство некоторых страховых компанийосуществляет подкуп должностных лиц с целью привлечениястрахователей, что в конечном итоге ведет к ухудшению для страхователейусловий договора страхования.Для выявления коррупционной составляющей при анализе сделок пострахованию следует оценить принципиальную необходимость ицелесообразность страхования данного объекта. Также следуетпроизводить оценку социального пакета в рамках финансирования илисофинансирования услуг по медицинскому страхованию персонала.Для определения соответствия установленного договором страховоготарифа условиям рынка необходимо применить метод сравнительных
image/svg+xmlоценок с учетом особенностей региона заключения сделки. Для анализапредложений на рынке страхования необходимо выявить на официальныхсайтах в сети Интернет не менее трех страховых компаний из числанаиболее крупных и имеющих разветвленную филиальную сеть врегионах Российской Федерации, получить информацию о предлагаемыхими условиях страхования по аналогичным страховым услугам. Длярасчета соответствия страхового тарифа анализируемой сделки рыночнымусловиям применяется формула:Кст=(Т1+Т2+Т3)/3, гдеТаКст - коэффициент соответствия установленного страхового тарифарыночным условиям;Та - размер по анализируемому договору, %;Tl, T2, ТЗ - рыночные предложения по тарифам на аналогичные страховыеуслуги в соответствующем регионе, %.Об отсутствии коррупционной составляющей при выборестраховщика может свидетельствовать значение Кст в пределах:0,95 Кст 1,05.При отклонении коэффициента от рекомендованных значенийнеобходимо запросить у подведомственной организации объясненияпричин существенного отклонения условий страхования от рыночных.Коррупционные риски, связанные с заключением лизинговых ифакторинговых сделок1.Коррупционный риск, связанный с проведением лизинговыхопераций, возникает на стадии заключения лизингового договора. Приэтом организация в данной сделке выступает в качествелизингополучателя. Главным критерием наличия коррупционнойсоставляющей являются условия лизингового договора: суммылизинговых платежей, включающие возмещение затрат лизингодателя, егорасходов на приобретение объекта лизинга и иных затрат, несоответствующих конкурентным предложениям на рынке.Косвенным признаком коррупционной заинтересованности являетсяотносительно высокая цена на объект лизинга, а также размер лизинговых
image/svg+xmlплатежей при прочих равных условиях. Дополнительно необходимооценить как необходимость, так и экономическую эффективностьлизинговой сделки с учетом произведенных лизинговых платежей ирыночной стоимости объекта лизинга и условий по переходу правасобственности на объект лизинга к организации (лизингополучателю).2.Под факторинговыми сделками понимается кредитованиепоставщиков путём выкупа у поставщика краткосрочной задолженностипотребителя перед ним, как правило, не превышающей 180 дней, третьимлицом - фактором (часто банком или специализированной факторинговойкомпанией). В целях анализа коррупционной составляющей необходиморассматривать случаи, когда организация в данной сделке выступает вкачестве покупателя товаров и услуг.При анализе сделок такого рода необходимо обратить внимание нацелесообразность применения данного инструмента, так какфакторинговая сделка подразумевает включение в стоимость товаров иуслуг процента за предоставленный кредит и комиссионные платежифактору за оказанные услуги.В связи с этим необходимо проанализировать экономическуюэффективность данной сделки с учетом всех издержек.Для определения соответствия процентной ставки (стоимости)лизинговых и факторинговых операций условиям рынка необходимоприменить метод сравнительных оценок исходя из предложений на рынкелизинговых и факторинговых услуг (лизинговые компании и кредитныеорганизации). Для анализа предложений лизинговых и факторинговыхуслуг на рынке необходимо на официальных сайтах в сети Интернет неменее трех кредитных организаций (лизинговых компаний) из числанаиболее крупных и имеющих разветвленную филиальную сеть врегионах Российской Федерации, получить информацию о предлагаемыхими условиях предоставления лизинговых и факторинговых услуг.Для расчета соответствия условий анализируемых лизинговых ифакторинговых операций рынку применяется формула:т. Ксс=(С1+С2+С3)/3, где
image/svg+xmlСаКсс - коэффициент соответствия ставки рыночным условиям;Са - ставка (стоимость) по анализируемой сделке, % (руб.);С1,С2, СЗ — рыночные предложения по ставкам (стоимости)лизинговых/факторинговых операций на рынке банковских услуг (услуглизинговых компаний) в соответствующем регионе, % (руб.).Об отсутствии коррупционной составляющей при заключениилизинговых/факторинговых договоров может свидетельствовать значениеКсс в пределах:0,95 Ксс 1,05.При отклонении коэффициента от рекомендованных значенийнеобходимо запросить у подведомственной организации объясненияпричин существенного отклонения условий договора от аналогичныхпредложений рынка.Профилактика и мониторинг коррупционных рисков,связанных с проведением закупок товаров и услуг организацией.Классификация коррупционных рисков, возникающих в сфере закупокРиски данного вида распространяются на всю закупочнуюдеятельность. При рассмотрении коррупционных рисков в сфере закупокорганизация выступает в качестве покупателя. Коррупционные риски,возникающие в сфере закупок, являются самыми распространенными инаиболее разнообразнымиКоррупционные риски, возникающие в сфере закупокклассифицируются по нескольким параметрам:-по предмету закупок;-по стадии закупочного цикла.В зависимости от предмета закупок коррупционные риски можноклассифицировать на риски, возникающие при осуществлении закупок:-недвижимого имущества;-техники, машин и оборудования, а также нематериальных активов(за исключением предметов искусства и роскоши);-сырья и материалов;-услуг.
image/svg+xmlСледует обращать внимание на приобретение нематериальныхактивов, в части предметов искусства и роскоши. Предметы искусства ироскоши приобретаются у так называемого единственного поставщика,без осуществления конкурсных процедур. Особое внимание стоит уделитьанализу целесообразности осуществления подобной закупки.Коррупционные составляющие в разрезе стадий закупочного циклаКоррупционным рискам подвержены все стадии закупочного цикла,среди которых можно выделить риски, возникающие на стадии:-разработки и утверждения Положения о закупках, содержащегоусловия закупки, оценки заявки, а также проведение иных процедур,облегчающих (усложняющих) проведение процесса закупки;исследования предложения на рынке закупаемых товаров и услуг сцелью формирования условий, ограничивающих (расширяющих) кругвозможных поставщиков, перечень удовлетворяющих потребноститоваров (услуг), завышающих (занижающих) цену товара (услуги);-размещения заказов и разработки технического задания, дающихвозможность необоснованно усложнить (упростить) условия определенияпоставщика, устанавливать нереальные, трудновыполнимые требования,условия, искусственно ограничивающие круг поставщиков по срокам,цене, объему, особенностям и конкурентоспособности предмета закупок;-рассмотрения заявок, позволяющие воспользоватьсявозможностями установления дискриминаций (преференций) в отношенииотдельных поставщиков;-заключения контракта, допускающие необоснованное изменениеусловий контракта, заявленных на этапе конкурса, необоснованный запросне объявленных (недопустимых) документов, необоснованный отказ взаключении контракта;-администрирования контракта, приемки продукции (услуг) игарантийного обслуживания предмета закупки, дающие возможностьобременения контракта дополнительными не объявленными условиями,применения необоснованно жестких (мягких) или не объявленных
image/svg+xmlусловий приемки продукции по контракту, затягивание предоставленияинформации, материалов, площадей и оборудования в целях исполнениязаказа.Порядок проведения оценки поставщика (продавца) напредмет наличия коррупционной составляющейПри осуществлении профилактики и мониторинга коррупционныхрисков, связанных с проведением закупок в независимости от вида,приобретаемого товара (услуги) и способа осуществления покупкинеобходимо провести оценку поставщика (продавца) по следующимпозициям: 1. Уставные документы (устав и изменения к нему,свидетельства о государственной регистрации, свидетельство опостановке на государственный учет, в предусмотренным законом случаях- специальные допуски и лицензии) для установления следующих фактов:-сроков и круга полномочий представителя поставщика (продавца);-объема крупной сделки для поставщика (продавца);-закрепленные уставными документами направления деятельности.Подписание заведомо не имеющих юридическую силу договоров споставщиками (продавцами), то есть нарушающих положения уставныхдокументов и других документов поставщика (продавца), в том числеподтверждающих полномочия подписанта может свидетельствовать оналичии коррупционной составляющей. Дополнительно следуетудостоверится в наличии действующей лицензии у поставщика(покупателя) в предусмотренных законом случаях. Органы,осуществляющие лицензирование, публикуют на своих официальныхсайтах перечень организаций, имеющих действующие лицензии.Особое внимание следует уделить анализу поставщиков(покупателей) с организационно-правовой формой в виде общества сограниченной ответственностью и индивидуальных предпринимателей всвязи с относительно низкими требования к раскрытию информации иминимальному размеру уставного капитала.2.Сведения об учредителях и структуре акционерного капитала
image/svg+xmlпоставщика (продавца) (выписка из ЕГРЮЛ, список аффилированныхлиц). Установление бенефициаров проводится в целях определениязаинтересованности уполномоченных лиц организации в заключениисделки с конкретным поставщиком (покупателем), являющимсяаффилированным к организации и ее руководству. При этом особоевнимание необходимо уделить наличию среди акционеров поставщика(продавца) юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах.Данный факт может свидетельствовать о применении поставщиком(продавцом) налоговых оптимизаций, в том числе незаконных, чтосвидетельствует о наличии коррупционной составляющей и в конечномсчете несет репутационные риски для организации.3.Информация о благонадежности поставщика (продавца) изоткрытых источников, в том числе с использованием сервисовфедеральных и региональных органов исполнительной власти,контролирующих и надзорных органов, органов судебной власти:-журнал «Вестник государственной регистрации» о принятыхрешениях о предстоящем исключении недействующих юридических лициз ЕГРЮЛ;-реестр недобросовестных поставщиков; наличие контрагента вбазе юридических лиц, связь с которым по указанному в ЕГРЮЛ адресуотсутствует;-регистрация контрагента по адресу массовой регистрации;-открытие в отношении контрагента процедур ликвидации ибанкротства;-реестр лиц, отказавшихся в суде от участия в организации или вотношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебномпорядке;-наличие дисквалификации у лиц, входящих в состависполнительных органов контрагента, и намеревающихся подписатьдокументы по сделке;-сведения о наличии подозрительных признаков («массовый»директор, учредитель или адрес организации);
image/svg+xml-недействительность паспортных данных руководства контрагента.4.Информация, полученная от налоговой инспекции по местуучета поставщика (продавца) по запросу, направленному в соответствии списьмом Минфина России № 03-02-07/1-134 от 4 июня 2012г. касательновопросов о соблюдении отчетной дисциплины поставщиком (продавцом),о наличии фактов привлечения его к налоговой ответственности инарушении им сроков уплаты налогов. Запрос данной информациипроизводится в случае отсутствия информации о поставщике (покупателе)в доступных источниках и при обнаружении других признаковкоррупционной составляющей.5.Годовая бухгалтерская (бухгалтерский баланс и отчет офинансовых результатах) и статистическая отчетность (форма П-4«Сведения о численности и заработной плате работников» при наличии).Основным объектом анализа бухгалтерской отчетности является объем идинамика годовой выручки за последние три года, которая должнадемонстрировать масштабы деятельности поставщика (продавца)соответствующие стоимости сделки, заключенной с ним организацией.Дополнительно по данным бухгалтерского баланса необходимооценить финансовую устойчивость поставщика (продавца) путем анализаобъема и динамики его краткосрочной и долгосрочной задолженностиперед финансовыми организациями и кредиторами (раздел IV, Vбухгалтерского баланса «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочныеобязательства»). При этом кратное превышение суммы вышеуказанныхразделов над суммой раздела III «Капитал и резервы», а также наличиеубытка за последние несколько лет свидетельствуют о финансовойнеустойчивости поставщика (продавца). Выбор финансово неустойчивогопоставщика (продавца), особенно, при заключении крупных сделок, можетсвидетельствовать о наличии коррупционной составляющей.При наличии информации о средней численности работниковпоставщика (продавца) также следует проанализировать соответствие егокадрового потенциала стоимости и объемам сделки, заключаемой с ниморганизацией. Следует учитывать, что оценка финансовой устойчивости
image/svg+xmlнецелесообразна для ряда единичных сделок, не связанных спроизводственным процессом (покупка у собственника объектовнедвижимого и движимого имущества).При анализе вышеперечисленных документов и информациинеобходимо установить, является ли поставщик (продавец)производителем приобретаемых товаров и услуг, оптовым поставщиком(собственником имущества) или выступает в роли посредника, чтоявляется признаком наличия коррупционной составляющей.Для определения характера основной деятельности поставщика(продавца), во-первых, необходимо проанализировать его уставныедокументы. Поставщик (покупатель) является посредником в случаеотсутствия в его уставных документах направлений деятельности,связанных с производством.Во-вторых, необходимо оценить продолжительность деятельностипоставщика (продавца) на рынке. Период работы менее 2-х лет можетсвидетельствовать об отсутствии налаженной производственнойдеятельности.В-третьих, при анализе бухгалтерской отчетности об отсутствииналаженной производственной деятельности может свидетельствоватьнизкое значение или отсутствие показателей в Разделе 1 «Внеоборотныеактивы» Бухгалтерского баланса по строке «Основные средства», а такженизкий размер собственных средств, указанный в строке «Итого поразделу III» раздела III «Капитал и резервы». Под низким размеромсобственных средств следует понимать соответствие или незначительноеотклонение от минимальных требований, применяемых к размерууставного капитала в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря2014 г.№ 208-ФЗ «Об акционерных обществах».В-четвертых, необходимо осуществить поиск информации наофициальном сайте поставщика (покупателя) в сети Интернет и другихоткрытых источниках.Коррупционные риски, возникающие при приобретениинедвижимого имущества
image/svg+xmlПод совершением сделок по приобретению недвижимого имуществапонимаются сделки по покупке: земельных участков, жилых и нежилыхпомещений, а также другого недвижимого имущества в соответствии состатьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.Особое внимание необходимо уделить классификацииприобретаемого объекта недвижимости в целях определения его рыночнойстоимости. Первичным источником оценки рыночной стоимостиприобретаемого объекта недвижимости является Отчет об оценке объектаоценки независимого оценщика, проведенный в соответствии со статьей11 Федерального закона от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочнойдеятельности в Российской Федерации». Заключение сделки поприобретению объектов недвижимости без проведения независимойоценки является признаком наличия коррупционной составляющей. Приэтом отчет об оценке объекта недвижимости не всегда отражает реальнуюрыночную стоимость оцененного объекта, учитывая возможность участиянезависимого оценщика в коррупционном сговоре.При осуществлении профилактики коррупционных рисков в даннойобласти и их мониторинге необходимо осуществить комплексмероприятий:1. Анализ наличия коррупционной составляющей при определениицены объекта недвижимости, которая заключается в установлениизавышенной (заниженной) цены, существенно отличающейся от рыночнойцены аналогов с целью получения незаконного вознаграждения как отпродавца за установление завышенной цены на объект, так и с цельюуплаты продавцу незаконного вознаграждения официальнымипредставителями организации за установление заниженной цены наобъект.Оценка рыночной цены может быть проведена на основаниисопоставления предложений по ценам аналогичных объектов,опубликованных в открытых источниках: в сети Интернет и специальныхпериодических печатных изданиях, а также по кадастровой стоимости
image/svg+xmlобъекта, указанной на официальном сайге Росреестраhttp://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/.2. Анализ наличия и содержания подробного описания объектапокупки, включающие: состав и особенности инфраструктуры,фактическое состояние объекта, рельеф (для земельного участка) и другиефакторы, оказывающие существенное влияние на его цену.Распространенным коррупционным риском в подобной ситуации являетсяумышленное искажение или подача неполной информации о состоянииизношенности инфраструктуры и, как следствие, необходимостиосуществления значительных капитальных вложений в ее ремонт ивосстановление.Для установления наличия коррупционной составляющей в случаеотсутствия подробного описания объекта недвижимости целесообразнопривлечь независимого оценщика. В отдельных случаях сформироватькомиссию из специалистов различного профиля для оценки состоянияобъекта и его инфраструктуры на месте.3. Анализ условий и порядка передачи недвижимого имуществапокупателю. Необходимо проанализировать установленные договоромкупли-продажи сроки и условия передачи объекта покупателю на предметналичия существенной отсрочки или несоответствия интересампокупателя.Распространенным коррупционным риском являются наличие неоговоренной в договоре задолженности по коммунальным и другимплатежам, а также необходимости очистки от промышленного мусора ихимических загрязнений, затраты по ликвидации которых в конечномитоге возлагаются на покупателя.4.Анализ порядка расчетов на предмет наличия в договоренеобоснованных условий по выплате аванса в полном размере отстоимости сделки или его существенной части, установленной договоромв целях получения незаконного вознаграждения официальнымпредставителем покупателя от продавца.
image/svg+xmlКоррупционные риски, возникающие при приобретении техники,машин и оборудования, а также нематериальных активов (заисключением предметов искусства и роскоши)Под совершением сделок по приобретению машин и оборудования, атакже нематериальных активов (за исключением предметов искусства ироскоши) понимаются сделки по покупке:производственного ивспомогательногооборудования, электроники, машин и механизмов, транспортных средств,программного обеспечения, другого оборудования и нематериальныхактивов.В рамках мониторинга и профилактики коррупционных рисков приприобретении техники, машин и оборудования, а также нематериальныхактивов (за исключением предметов искусства и роскоши) необходимоосуществить комплекс мероприятий:1. Анализ наличия коррупционной составляющей при определениицены данного движимого имущества (нематериальных активов) илиустановлении начальной (максимальной) цены контракта, котораязаключается в установлении завышенной цены, существенноотличающейся от рыночной цены аналогов с целью получениянезаконного вознаграждения от поставщика за покупку объектадвижимого имущества (нематериальных активов) по завышенной цене.Оценка рыночной цены может быть проведена на основаниисопоставления предложений по ценам аналогичных объектов,опубликованных в открытых источниках в сети Интернет и специальныхпериодических печатных изданиях. В отдельных случаях целесообразнозапросить прейскурант у производителей (разработчиков) илиофициальных дилеров продукции;2. Анализ наличия и содержания подробного описания объектовпокупки, включающие: технические характеристики (программныевозможности) и состав комплектации. Особое внимание следует уделитьопределению производственной необходимости закупки ицелесообразности выбора уровня, качества и состава комплектации
image/svg+xmlобъектов, соответствия стоимости объектов по параметру «цена-качество» наиболее выгодным предложениям рынка.Распространенным коррупционным риском в подобной ситуацииявляется покупка объектов с техническими характеристиками(программными возможностями) и составом комплектации, включающей втом числе уникальные опции, находящимися за рамками разумнойнеобходимости, что приводит к необоснованному удорожанию как самихобъектов, так и стоимости их владения.3. Анализ условий и порядка передачи движимого имущества(нематериальных активов) покупателю, условий проведения монтажных ипусконаладочных работ (установки), а также условий гарантийного исервисного обслуживания. Необходимо проанализировать установленныедоговором купли- продажи перечисленные выше условия на предметсоответствия их интересам покупателя.Распространенным коррупционным риском является ухудшениеусловий гарантийного и сервисного обслуживания или отсутствие такихусловий в договоре. Также необходимо установить, были лиосуществлены силами поставщика монтажные и пуско-наладочные работы(установка), предусмотренные договором.4.Анализ порядка расчетов на предмет наличия необоснованныхусловий по выплате аванса в полном размере от стоимости сделки или егосущественной части, установленной договором в целях получениянезаконного вознаграждения официальным представителем покупателя отпродавца.В целях проведения экспресс-оценки приблизительной стоимостиобъектов движимого имущества и нематериальных активов необходимовыбрать три рыночных предложения по продаже объектов максимальносхожих с объектом сделки. Данную информацию можно получить изоткрытых источников в сети Интернет на официальных сайтахпроизводителей и дилеров (продавцов), в специальных периодическихпечатных изданиях и из интернет ресурса «Из рук в руки». Для уточнения
image/svg+xmlценовых предложенной целесообразно установить контакты с продавцами.Для расчета соответствия условий анализируемой сделки купли-продажи рыночным условиям применяется формула:Кс=(С1+С2+С3)/3, гдеСаКс — коэффициент соответствия цены объекта движимого имущества илинематериального актива рыночным условиям;Са — цена объекта движимого имущества или нематериального актива поанализируемой сделке, руб.;С1, С2, СЗ - рыночные предложения по цене аналогичных объектовдвижимого имущества или нематериального актива, руб.Об отсутствии коррупционной составляющей в условиях сделки покупле- продаже объектов движимого имущества и нематериальныхактивов может свидетельствовать значение Кс в пределах:0,95 ≥Кс 1,05.Коррупционные риски, возникающие при приобретении сырья и материаловПод совершением сделок по приобретению сырья и материаловпонимаются сделки по покупке: комплектующих, полуфабрикатов, сырья,а также других изделий и материалов для производственных,хозяйственных нужд и проведения строительных работ.При мониторинге и профилактике коррупционных рисков, связанныхс закупкой сырья и материалов необходимо осуществить комплексмероприятий:1.Анализ наличия коррупционной составляющей при определениицены единицы продукции, в том числе взятой за основу при расчетеначальной (максимальной) цены контракта. Коррупционный рискзаключается в установлении завышенной (заниженной) цены,существенно отличающейся от рыночной цены аналогов, с цельюполучения незаконного вознаграждения от поставщика за покупкупродукции по завышенной цене.Оценка рыночной цены может быть проведена на основании
image/svg+xmlсопоставления предложений по ценам аналогичной продукции,опубликованных в открытых источниках в сети Интернет и специальныхпериодических печатных изданиях. В отдельных случаях целесообразнозапросить прейскурант у производителей или ведущих оптовых продавцовпродукции.Распространенным коррупционным риском является установлениезаниженной цены в целях закупки сырья и материалов у фирм-однодневокбез осуществления фактической поставки продукции (товара) противпроизведенного платежа.2.Анализ наличия и содержания подробного описаниятехнических и качественных характеристик приобретаемой продукции (вразрезе наименований или товарных групп). Особое внимание следуетуделить определению производственной и хозяйственной необходимостизакупки и целесообразности выбора ее качественных характеристик исоответствия стоимости объектов по параметру «цена-качество» наиболеевыгодным предложениям рынка.Распространенным коррупционным риском в подобной ситуацииявляется покупка объектов с качественными характеристиками,находящимися за рамками разумной необходимости, что приводит кнеобоснованному удорожанию продукции, так и, возможно, стоимостипереработки и хранения. Кроме того, в целях получения незаконноговознаграждения от поставщика, ответственный представитель покупателяможет принять продукцию не соответствующего договору качества, атакже просроченные и бракованные изделия.3.Анализ необходимости и целесообразности объемовпроизведенной закупки, которые должны находится в рамкахтехнологических и разумных потребностей производственного цикла.Коррупционным риском в данном случае является закупка объемовпродукции в объемах выше имеющейся необходимости в целях получениянезаконного вознаграждения от поставщика.4.Анализ условий и порядка поставки продукции покупателю, а
image/svg+xmlтакже условий гарантийного и сервисного обслуживания (длякомплектующих) и гарантии по другим позициям сырья и материалов.Необходимо проанализировать установленные договором купли-продажиперечисленные выше условия на предмет соответствия их интересампокупателя. Распространенным коррупционным риском являетсяухудшение условий гарантийного и сервисного обслуживания илиотсутствие таких условий в договоре.5.Анализ порядка расчетов на предмет наличия необоснованныхусловий по выплате аванса в полном размере от стоимости сделки или егосущественной части, установленной договором, в целях получениянезаконного вознаграждения официальным представителем покупателя отпродавца.В целях проведения экспресс-оценки приблизительной стоимостисырья и материалов необходимо выбрать три рыночных предложения попродаже объектов максимально схожих с объектом сделки. Даннуюинформацию можно получить из открытых источников в сети Интернет наофициальных сайтах производителей и дилеров (продавцов), вспециальных периодических печатных изданиях и из Интернет - ресурса«Из рук в руки». Для уточнения ценовых предложенной целесообразноустановить контакты с продавцами.Для расчета соответствия условий анализируемой сделки купли-продажи рыночным условиям применяется формула:Кс=(С1+С2+С3)/3, гдеСаКс - коэффициент соответствия цены сырья и материалов рыночнымусловиям;Са - цена за единицу измерения сырья (материалов) по анализируемойсделке, руб./ед.;Cl, С2, СЗ — рыночные предложения цены единицы измеренияаналогичного сырья (материалов), руб./ед.Об отсутствии коррупционной составляющей в условиях сделки покупле- продаже сырья (материалов) может свидетельствовать значение Ксв пределах:
image/svg+xml0,95 Кс1,05.Коррупционные риски, возникающие при приобретении работ и услугРаботы и услуги, выступая в качестве объекта закупок, несутнаиболее высокие коррупционные риски. Высокие коррупционные рискипри осуществлении закупок работ и услуг обусловлены сложностью, а внекоторых случаях невозможностью, оценки их справедливой рыночнойстоимости, а также в некоторых случаях сложностью проверки иподтверждения как качества, так и самого факта проведения работ(оказания услуг). Следовательно, наиболее уязвимыми с коррупционнойточки зрения являются все разновидности консалтинга, проведениенаучно-исследовательских, строительно-монтажных работ,образовательные услуги.В рамках мониторинга коррупционных рисков необходимо провести:1.Анализ наличия коррупционной составляющей приопределении цены работы (услуги), в том числе взятой за основу прирасчете начальной (максимальной) цены контракта. Коррупционный рискзаключается в установлении завышенной цены, существенноотличающейся от рыночной цены аналогов с целью получениянезаконного вознаграждения от поставщика за покупку услуги (работы)по завышенной цене.Определить справедливую рыночную стоимость работ (услуг),особенно если услуга (услуга) является нестандартной, затруднительно. Вотдельных случаях прейскуранты цен организаций, оказывающиханалогичные услуги (работы), могут являться ориентиром рыночнойстоимости работ (услуг).Ключевым механизмом проверки стоимости услуг (работ) являетсяопределение целесообразности и эффективности применения результатов,выполненных работ (оказанных услуг) в деятельности заказчика.Распространённым коррупционным риском является закупкаобразовательных и тренинговых услуг, договорная цена которыхмногократно превышает их расчетную стоимость, исходя из затрат на
image/svg+xmlоплату труда преподавателей, аренду помещений и техники и прочихнакладных расходов.Велик риск коррупционных нарушений при выполнении проектно-изыскательских, научно-исследовательских, опытно-конструкторских истроительно-монтажных работ, реальную стоимость которыхзатруднительно определить используя метод сопоставления с аналогами.Распространенным коррупционным риском является привлечение квыполнению таких работ, в том числе посредством проведения конкурса,подведомственных или аффилированных организаций в целях получениянезаконного вознаграждения за предоставленный заказ.2.Анализ наличия и содержания подробного технического заданияи проектно-сметной документации, ожидаемых результатов от проведенияработы (оказания услуги). Особое внимание следует уделить определениюпроизводственной и хозяйственной необходимости закупки ицелесообразности выбора ее качественных характеристик и соответствиястоимости работ(услуг) по параметру «цена-качество» наиболее выгоднымпредложениям рынка, в случае их наличия. Распространеннымкоррупционным риском в подобной ситуации является заказ работ (услуг)с качественными характеристиками, находящимися за рамками разумнойнеобходимости, что приводит к их необоснованному удорожанию. Крометого, в целях получения незаконного вознаграждения от поставщика(исполнителя), ответственный представитель заказчика (покупателя)может принять работы объема и качества не соответствующего договору.3.Анализ необходимости и целесообразности осуществлениязакупки работ (услуг). В данном случае может возникнуть двекоррупционные составляющие: закупка работ (услуг), в которых заказчикне испытывает необходимости, оценивая результаты по формальномупризнаку; оплата работ (услуг), которые фактически не были оказаны(проведены).Для минимизации данных коррупционных рисков необходимоознакомится или запросить у ответственного структурного подразделенияподведомственной организации подробное обоснование производственной
image/svg+xmlнеобходимости осуществления закупки соответствующих работ (услуг).Далее необходимо проверить наличие актов приема-передачи работ ипроанализировать их соответствие условиям договора.Кроме того, необходимо установить факт проведения работ (оказанияуслуг). В случае проведения анализа сделки на выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных, научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ необходимо сформировать комиссии изсоответствующих специалистов для проведения контрольного обмера (прианализе объемов выполненных строительно-монтажных работ) или оценкикачества других работ.4.Анализ установленных договором условий и порядка привлечениясубподрядчиков (соисполнителей) для проведения работ (оказания услуг),а также наличие факта привлечения субподрядчиков (соисполнителей).Распространенным коррупционным риском в данной сфере являетсявывод денежных средств в целях получения незаконного вознаграждениядолжностным лицом заказчика через субподрядчика (соисполнителя). Вданном случае субподрядчик (соисполнитель) может являтьсяаффилированным лицом с должностным лицом заказчика и может неучаствовать непосредственно в исполнении работ (оказании услуг).5.Анализ порядка расчетов на предмет наличия необоснованныхусловий по выплате аванса в полном размере от стоимости сделки или егосущественной части, установленной договором в целях получениянезаконного вознаграждения официальным представителем покупателя отпродавца. При этом необходимо учитывать специфику оказываемых услуг,например, выплата разумного по срокам и объемам аванса при проведениипроектно-изыскательских, строительно- монтажных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ является оправданнойи общеприменимой практикой.В целях проведения экспресс-оценки приблизительной стоимостиработ и услуг с учетом отсутствия похожих предложений на рынке в видуего значительной сегментации, необходимо выбрать не менее трехорганизаций любой формы собственности, осуществляющих деятельность
image/svg+xmlна рынке анализируемых работ и услуг. Организации можно выбрать воткрытых источниках в сети Интернет. Для уточнения ценовыхпредложенной целесообразно установить контакты с выбраннымиорганизациями в целях получения информации об предварительнойоценочной стоимости работ (услуг) аналогичных анализируемым.Для расчета соответствия условий анализируемой сделки рыночнымприменяется формула:Кс=(С1+С2+С3)/3, гдеСаКс - коэффициент соответствия стоимости работ (услуг) рыночным условиям;Са - цена работ и услуг по анализируемой сделке, руб.;Cl, C2, C3 — рыночные предложения цены за выполнение аналогичныхработ (услуг), руб.Об отсутствии коррупционной составляющей в условиях сделки покупле- продаже сырья (материалов) может свидетельствовать значение Ксв пределах:0,85 Кс1,25.Профилактика и мониторинг коррупционных рисков, связанныхс продажей имуществаПод совершением сделок по продаже движимого и недвижимогоимущества и нематериальных активов понимаются сделки по покупке:земельных участков, жилых и нежилых помещений, механизмов, машин иоборудования, программного обеспечения, патентов, баз данных, а такжедругих объектов в соответствии со статьями 130, 1225 Гражданскогокодекса Российской Федерации.Особое внимание необходимо уделить классификации продаваемогообъекта в целях определения его рыночной стоимости, в случае если этовозможно.Профилактика коррупционных рисков в данной области и ихмониторинг заключается в проведении следующих мероприятий:1.Анализ наличия коррупционной составляющей приопределении цены объекта, которая заключается в установлении
image/svg+xmlзаниженной (завышенной) цены, существенно отличающейся от рыночнойцены аналогов с целью уплаты незаконного вознагражденияофициальными представителями организации продавцу за установлениезаниженной цены на объект, так и с целью получения незаконноговознаграждения как от продавца за установление завышенной цены наобъект.Основным коррупционным риском при продаже имущества являетсязанижение его стоимости, во-первых, с целью получения незаконноговознаграждения от покупателя, во-вторых, с целью продажи егоаффилированным организациям и лицам, в том числе после проведениямасштабных инвестиций в реализуемый объект. В целях установленияфакта проведенных инвестиций в объект в течении 3 лет (для объектовнедвижимости) и 1 года (для других объектов) предшествующих продаженеобходимо запросить в службе бухгалтерского учета соответствующуюинформацию.Первичным источником оценки рыночной стоимости продаваемогообъекта недвижимости является Отчет об оценке объекта оценкинезависимого оценщика, проведенный в соответствии со статьей 11Федерального закона от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочнойдеятельности в Российской Федерации». Заключение сделки поприобретению объектов недвижимости без проведения независимойоценки является признаком наличия коррупционной составляющей. Приэтом отчет об оценке объекта недвижимости не всегда отражает реальнуюрыночную стоимость оцененного объекта, учитывая возможность участиянезависимого оценщика в коррупционном сговоре.Оценка рыночной цены объекта недвижимости может бытьпроведена на основании сопоставления предложений по ценаманалогичных объектов, опубликованных в открытых источниках: в сетиИнтернет и специальных периодических печатных изданиях, а также покадастровой стоимости объекта, указанной на официальном сайтеРосреестра http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/.
image/svg+xmlОценка рыночной цены объектов движимого имущества инематериальных активов может быть проведена на основаниисопоставления предложений по ценам аналогичных объектов(материалов), опубликованных в открытых источниках в сети Интернет испециальных периодических печатных изданиях. В отдельных случаяхцелесообразно запросить прейскурант у производителей (разработчиков)или официальных дилеров и ведущих оптовых продавцов продукции.2.Анализ наличия и содержания подробного описания объектапродажи, включающие: состав и особенности инфраструктуры,фактическое состояние объекта, рельеф (для земельного участка),технические и качественные характеристики (программные возможности)и состав комплектации и другие факторы, оказывающие существенноевлияние на его цену.Распространенным коррупционным риском в подобной ситуацииявляется умышленное искажение или подача неполной информации окачестве, составе и физическом износе объекта, а также вложенных в егокапитальный ремонт, модернизацию и проведение других улучшенийинвестиций.Для установления наличия коррупционной составляющей, в случаеотсутствия подробного описания объекта продажи, целесообразнопривлечь независимого оценщика. В отдельных случаях сформироватькомиссию из специалистов различного профиля для оценки состоянияобъекта на месте.3.Анализ условий и порядка передачи имущества покупателю.Необходимо проанализировать установленные договором купли-продажисроки и условия передачи объекта покупателю на предмет наличиянесоответствия интересам продавца.Распространенным коррупционным риском являются наличиеоговоренных в договоре характеристик, которыми объект на моментпродажи не обладает и для приведения его в требуемое состояниенеобходимо инвестирование значительных средств продавца. Кроме того,на продавца могут быть возложены расходы по хранению на протяжении
image/svg+xmlдлительного срока и транспортировки проданного имущества, чтоприводит к расходам продавца, не предусмотренным договором.Анализ порядка расчетов на предмет наличия в договоренеобоснованной отсрочки платежа, а также отсутствие объективнонеобходимых авансовых платежей, например, на предпродажнуюподготовку и транспортировку объекта. Коррупционным риском являетсяполучение незаконного вознаграждения от покупателя должностнымлицом продавца за предоставление необоснованных преференцийпокупателю при расчетах, наносящих ущерб продавцу.
image/svg+xml